|
"Citroёn ХМ": большой оригинал
Фирма «Citroёn» издавна известна своими нестандартными конструктивными решениями. Именно эта компания в свое время одной из первых внедрила столь распространенный сегодня передний привод и пневматическую подвеску. Вынуждены огорчить некоторых автолюбителей, полагающих, что все машины Citroёn оснащены этой самой пневматической подвеской. На самом деле ею комплектовались лишь флагманские модели. Кроме того, существует расхожее мнение, что при неисправностях в подвеске и неработающем двигателе все такие машины «ложатся на брюхо», и дальнейшее их передвижение возможно только на эвакуаторе с полной погрузкой. Увы, оно сформировалось не на пустом месте — старые (до 90-х годов выпуска) Citroёn действительно имели подобный недостаток.
Без седана
ХМ, переднеприводная модель бизнес-класса, появился на рынке в 1989 году. Его кузов, разработанный известным итальянским ателье «Bertone», по-своему прекрасен ломаными линиями и резкой огранкой, хотя на фоне всеобщей «закругленности» вошедшего в моду в начале 90-х годов биодизайна многие сочли этот красивейший автомобиль несовременным. В кузовной гамме всего два варианта — пятидверные хэтчбек и универсал. Как и положено машине высокого класса, даже в базовой комплектации электропакет весьма обширен. С эргономикой у машины все в порядке, с вместительностью — тоже: даже пять человек будут чувствовать себя комфортно. О пассивной и активной безопасности французы также позаботились, а начиная с 1994-го на всех автомобилях стали устанавливать водительскую подушку безопасности. Несомненным достоинством является высокая коррозионная стойкость кузовного железа: увидеть ржавое практически невозможно. Разумеется, исключая случаи некачественно восстановленных аварийных экземпляров.
Гидропневматика
В Citroёn роль амортизаторов и пружин выполняют специальные гидравлические стойки (металлические трубки), на конце которых находятся гидроаккумуляторы («шары»). В «шарах» мембраной разделены две среды: жидкая — масло для гидроподвесок LHM — и газовая — сжатый до 50 атм азот. Автомобиль отличается потрясающей плавностью хода и при этом не подвержен раскачке. Еще одной особенностью является электронная регулировка уровня жесткости подвески и высоты подъема кузова со своим индивидуальным компьютером и многочисленными датчиками.
В любом случае если вы решили приобрести этот нетрадиционный автомобиль, то весьма желательно провести его диагностику на фирменном сервисе, поскольку приведение в порядок «убитой» подвески сильно облегчит ваш кошелек. Имейте в виду: если машина стояла без движения длительное время (полгода и более), то мембраны в «шарах» скорее всего потеряли эластичность, а в силу того, что узел неразборный, потребуются новые гидроаккумуляторы. Проверить же исправность мембран да и вообще всей подвески можно по ощущениям: если плавность хода «никакая», тогда все ясно. Во время первоначального осмотра стоит проверить трубопроводы гидросистемы на предмет коррозии и протечек жидкости, которая имеет зеленый цвет. Если в систему заливалось «неродное» масло, она быстро выйдет из строя. Поэтому, покупая подержанный Citroёn, желательно сразу залить в нее свежее масло, тем более что при отечественной эксплуатации его рекомендуют менять раз в 80 тыс. км.
У исправной машины на холостом ходу при открытом капоте примерно раз в 20—40 секунд должен быть слышен негромкий щелчок. Это работает клапан редуктора давления жидкости. Если щелчков нет или они более частые, значит, что-то не в порядке.
Выбирай не хочу
Для ХМ предлагалась достаточно обширная гамма двигателей мощностью от 83 до 200 л.с. у трехлитрового варианта. Наиболее же распространенным является 2,0, 132 л.с. Среди моторов — несколько дизелей, самый простой из которых развивал в ат-мосферном исполнении 82 л.с., а в турбонаддувном — 109 л.с. Есть и весьма «навороченные» дизели, например, 145-сильный, обеспечивающий очень достойную динамику и при этом весьма экономичный.
Везде зеленое
В зависимости от комплектации на машине применялась либо традиционная механическая КП, либо «автомат». Эти агрегаты очень надежны и обычно не доставляют каких-либо неприятностей. Рулевое управление, оборудованное гидроусилителем, тоже вполне надежно, а его обслуживание сводится к нечастой замене рулевых наконечников. Хотя и тут не обошлось без экзотики: гидроусилитель нетрадиционен и имеет общий с гидравлической системой подвески и тормозами контур.
Отсутствие в гамме седана французам свойственно. Представительский ХМ — это только хэтчбек или универсал Таким образом основная эксплуатационная жидкость у ХМ — зеленое масло марки LHM, канистру с которым есть смысл возить с собой в багажнике.
Только «оригинал»
Ситуация же с запчастями следующая: большинство деталей придется покупать только «в оригинале». Но по сравнению с запчастями для «немцев» или «японок» этот «оригинал» не так уж и дорог. Кое-что можно попытаться купить на разборках. По большому счету ХМ — автомобиль на любителя, и наиболее популярен он на своей родине, что не удивительно, ведь, помимо патриотических чувств, французы уважают его за многочисленные достоинства. Однако и отечественные автолюбители, оказавшиеся в силу обстоятельств владельцем Citroёn с «хитрой» подвеской, часто не спешат менять его на более традиционные машины.
|